Список фондов

Николай Андреевич Римский Корсаков родился в дворянской семье отставного губернатора Андрея Петровича Римского-Корсакова. Еще в детстве будущий композитор начал сочинять свои первые произведения, однако настоящая страсть к музыке расцвела в нем к 15 годам.

Следуя семейной традиции, а многие представители рода Римских-Корсаковых связали свою жизнь с морем, в 1856 году Николай Андреевич поступил в Морской кадетский корпус. Во время обучения, Римский-Корсаков познакомился с операми и произведениями Россини, Глинки, Бетховена, что разожгло в нем желание заниматься музыкой. Он начал писать свою первую симфонию, и постепенно вошел в состав кружка М. А. Балакирева «Могучая кучка». К 1862 году, Николай Андреевич закончил обучение, и поступил на службу гардемарином на клипере «Алмаз», где участвовал в экспедиции к берегам Северной Америки, что впоследствии отразится в его творчестве. В 1865 году он вернулся из похода, и приступил к сочинению музыки.

Николай Андреевич вновь сблизился с «Могучей кучкой», где стал одной из центральных фигур. Она оказала на начинающего композитора огромное влияние, что проявилось в создаваемой им музыке – отход от академичности в сторону народного колорита и фольклора. Николай Андреевич часто помогал товарищам из кружка в аранжировке их композиций и опер. В 1867 году Римский-Корсаков создал композицию «Садко», где погрузил слушателя в мир сказки, и в следующих своих произведениях часто опирался на сказочную основу.

В начале 1870-х годов Николай Андреевич решил начать педагогическую деятельность, где оставил более 200 учеников, многие из которых добились значительных высот в музыке и музыкальной критике. В 1871 году композитор становится профессором Санкт-Петербургской консерватории, в 1874 году директором Бесплатной музыкальной школы. В это же время он начал еще и дирижерскую работу.

После распада «Могучей кучки», Римский-Корсаков стал центром Беляевского кружка, с 1886 года постоянным дирижером устроенных М. П. Беляевым «Русских симфонических концертов». К концу 1890-х годов композитор написал множество опер по своим и чужим произведениям: «Садко», «Псковитянка», «Сказание о граде Китеже», «Золотой Петушок».

Во время Первой русской революции 1905-1907 годов Римский-Корсаков выступил в защиту бастующих студентов, за что он был уволен из консерватории, и написал открытое письмо в дирекцию петербургского отделения Русского музыкального общества об отказе от звания почетного члена РМО.

Николай Андреевич Римский-Корсаков скончался в своей усадьбе в возрасте 64 лет. Захоронен на Тихвинском кладбище Санкт-Петербурга.

За свою жизнь, Николай Андреевич оставил самобытную композиторскую школу и огромное творческое наследие. Он находился в переписке со многими деятелями культуры своего времени, и остается значимой фигурой отечественной музыки.

В РГАЛИ фонд Николая Андреевича Римского-Корсакова числится за номером 843 и содержит в себе 3 описи общим числом в 37 единиц хранения. Фонд поступил из Государственного Литературного музея в 1941 году согласно постановлению СНК СССР от 29.03.1941 года №723.

Из документов, полученных из ГЛМ, была сформирована опись №1, в составе 14 единиц хранения. Она содержит в себе рукописные партитуры Римского-Корсакова, письма Николая Андреевича, его родственников, а так же типографский оттиск отрывка оперы «Снегурочка».

Опись №2 состоит из 11 единиц хранения, и содержит в себе партитуры произведений Римского-Корсакова, его инструментовки Полонеза Фридерика Шопена и Военного марша Франца Шуберта, фотографии Николая Андреевича, а так же статьи о нем. Опись сформирована после выявления документов из других фондов, а так же единиц приобретенных архивом у разных лиц. В частности, во время приобретения инструментовок была собрана комиссия по определению их подлинности, руководствовавшаяся заключениями А. Б. Гольденвейзера, Ю. А. Шапорина и А. И. Орлова о рекомендации к приобретению рукописей.

Опись №3 содержит в себе 12 единиц хранения, выявленных из других фондов и приобретенных у разных лиц позднее. Она состоит из отрывка из оперы «Псковитянка», оркестровки оперы М. П. Мусоргского «Хованщина», фотографии композитора, фотокопий нескольких его писем, а так же писем сына Римского-Корсакова Михаила.

Помимо личного фонда, огромное количество писем композитора сохранилось в других фондах деятелей искусств, что явно показывает широту круга общения Римского-Корсакова. В частности их можно найти в фондах В. И. Сафонова №858, П. И. Вейнберга №109, И. А. Гриневской №125, А. С. Суворина №459, В. А. Киселева № 2985 и многих других.

Однако большое количество документов связных с Римским-Корсаковым осталось и среди фондов учреждений. Большое количество партитур произведений композитора хранится в фондах музыкальных издательств П. И. Юргенсона №952, «В. Бессель и Ко» №955, Государственного музыкального издательства №653. Документы о сохранении памяти композитора и проведении постановок по его произведениям сохранились в фонде Государственного академического Большого театра №648.

Николай Андреевич Римский-Корсаков оставил колоссальное влияние на отечественную и мировую культуру. По мотивам его произведений до сих пор устраиваются театральные и оперные постановки, музыку его часто можно услышать на концертах в консерваториях. А о величине личности композитора само за себя говорит огромное документальное наследие, в сохранении хотя бы части которого посчастливилось принять участие и РГАЛИ.

С.А. Шмыров,
главный специалист РГАЛИ