Список фондов

«Я всегда была жадна к работе, к возможности творить, создавать новые и новые сценические образы. Ленский смеялся над моей жадностью к ролям; он говорил, что надо дать мне сыграть в один спектакль Софью, Лизу, Чацкого и Фамусова, тогда, может быть, я буду довольна»,—
Александра Александровна Яблочкина.

Эта поистине невероятная женщина и гениальная актриса совсем немного не дожила до столетия, посвятив театру семьдесят пять лет своей жизни и оказавшись едва ли не самой титулованной артисткой в истории русского и советского театра. Кроме того, с 1915 года и практически до самой смерти она являлась бессменной главой Российского театрального общества (которое при советской власти станет называться ВТО, «Всероссийское театральное общество»).

Театральные подмостки поманили Александру Александровну рано: начав в 1885 году с Тифлисского театра русской драмы, уже через год она выступала на московской сцене, а с 1888-го и до самого конца жизни служила в горячо любимом ею Малом театре. На заре своей актерской карьеры Яблочкина часто выступала в водевилях и в малозначительных ролях, каждую из которых, несмотря ни на что, тщательно разучивала. А в свободное время готовилась к огромному количеству ролей, о которых могла только мечтать. О той поре она вспоминает: «Я мечтала о многих ролях; не получая их, я все равно их переписывала и тщательно разучивала для себя. И сколько творчески-радостных часов проводила я у себя в комнате, работая над ролями, которые — я это знала — будут играть другие. Я плакала слезами своих героинь, смеялась их смехом, радовалась их радостью. Вместе с этими образами испытывала я и муки ревности, и злобу, и отчаяние, восторги, экстазы, любовь, материнские чувства… Здесь, в тиши своей комнаты, я много пережила, воплощаясь в различные образы».

Единственным исключением в выборе ролей для Александры были пьесы малодаровитых авторов, которые ей не нравились, — в них она не могла играть физически.

Ей одинаково хорошо удавались и трагедии, и комедии; обширный репертуар включал в себя как русскую, так и мировую классику. Она блистала в пьесах Александра Сергеевича Грибоедова, Николая Васильевича Гоголя, Александра Николаевича Островского, Уильяма Шекспира, Герхарта Гауптмана. С годами Яблочкина стала буквально олицетворением славных традиций русской реалистической актерской школы. Константин Станиславский говорил о них так: «Это не те традиции, которые создаются модой, которыми можно пренебречь или их опровергнуть. Нет! Это традиции вечного искусства. И если артисты в юности блуждают некоторое время по различным проселкам, добывая там ценное, они все-таки, если не хотят заблудиться, должны вернуться к дорогим, вечным. Это — вечные русские традиции!»

В преклонные годы Яблочкину называли «бабушкой русского театра». Перед ней благоговели, но и по-доброму посмеивались: она стала героиней многочисленных театральных баек, в которых объединяла собой дореволюционную и советскую эпохи. Среди прочих, к примеру, сохранился такой анекдот:«Александру Александровну чествовали на юбилее в Малом театре, вручили грамоту “За добросовестный, многолетний труд и в ознаменование 40-летия Октябрьской революции”. Яблочкина выходит с ответным благодарственным словом и говорит:

— Дорогие мои, вот я еще при царе работала. Как тяжело нам было! Как нас унижали, какие-то бриллианты совали, кольца, экипажи дарили, дома. И все прожила, все прошло, а вот эта грамота — на всю жизнь! Спасибо вам!»

* * *

Фонд Александры Александровны Яблочкиной хранится в РГАЛИ (ф. 2304) и составляет 1882 единицы хранения за 1827–1966 годы.

Здесь представлены материалы сценической деятельности, тексты ролей, сыгранных ею в Малом театре и на гастролях. Некоторые из них, особенно за ранние годы, переписаны рукою самой Яблочкиной, другие перепечатаны на машинке, но все они с пометами Александры Александровны, характеризующими ее работу над ролью.

Раздел рукописей группируется по тематическому признаку. Сюда входят статьи, заметки, выступления Яблочкиной, воспоминания об актёрах, писателях и драматургах. Далее следуют тетради, блокноты и записные книжки с записями стихов, репертуара, репетиций, костюмов, а также заметки бытового характера — все систематизировано в хронологическом порядке.

Хранятся в фонде и письма − как самой актрисы, так и адресованные ей. Среди них переписки с Марией Николаевной Ермоловой, Александром Павловичем Ленским, Александром Ивановичем Южиным. Также интересны письма к матери, Серафиме Васильевне Яблочкиной, написанные за 1890–1897 годы во время гастролей с труппой актеров Малого театра.

Среди биографических материалов, отражающих общественную деятельность Александра Александровны — программы спектаклей и концертов, грамоты, членские билеты, мандаты и удостоверения различных обществ, письма учреждений.

Раздел изобразительных материалов представлен фотографиями Яблочкиной в жизни и ролях, а также снимками разных лиц, некоторые из них — с дарственными надписями.

Таким образом, обширные материалы, вошедшие в первую и вторую описи фонда, охватывают всю творческую и общественную жизнь актрисы и, безусловно, представляют живой интерес для исследователей русского театрального направления.

В.А. Васенкова
главный специалист РГАЛИ