Список фондов

В рамках выставочного проекта «Северный Кавказ в культурном пространстве Советской России», который проходит в Выставочном зале Российского государственного архива литературы и искусства, кураторы выставки подготовили серию очерков о культурных связях Северо-Кавказского региона с центральной Россией. Первый из них посвящен зарождению и развитию документальной и художественной киноиндустрии на Северном Кавказе.

История становления киноотрасли на Северном Кавказе тесно связана с Ростовской студией кинохроники, которая началась со смелых экспериментов группы ростовских энтузиастов – служащих Комсомольского общественного театра Ростова-на-Дону, образовавших в начале 1920-х годов при театре киносекцию «Госкинокомсомол» для производства игровых фильмов на основе своих постановок. Позже производство было переориентировано на выпуск хроникально-документальных короткометражных очерков на производственные и сельскохозяйственные темы, а в сентябре 1926 года постановлением Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) «Госкинокомсомол» был преобразован в «Ростовскую-на-Дону студию кинохроники». Однако официальной датой создания студии принято считать 27 марта 1927 года – именно в этот деть вышел первый номер киножурнала «Северный Кавказ», ставшего ее «визитной карточкой». Журнал выходил три раза в месяц и освещал жизнь Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского края, а также Северо-Кавказских автономных республик и областей: Дагестана, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Адыгеи, Чечено-Ингушетии.

В начале Великой Отечественной войны Ростовская киностудия была эвакуирована в Орджоникидзе (Владикавказ), а осенью 1942 года – в Тбилиси. После освобождения Кавказа студия вновь вернулась в Северную Осетию. Несмотря на очевидные трудности, работа по выпуску киножурнала не прекращалась: в военный период он выходил дважды в месяц, кроме этого ежегодно выпускалось около 5 фильмов, освещавших жизнь фронта и тыла.

В 1945 году основная часть киностудии вернулась в Ростов-на-Дону, однако правительство приняло решение направить полученный в военные годы опыт организации кинопроизводства на создание самостоятельной местной киноиндустрии. Согласно распоряжению СНК от 7 марта и приказу Комитета по делам кинематографии при СНК СССР от 22 марта 1945 года в Дзауджикау (Владикавказ) была создана Северо-Кавказская студия кинохроники, в сферу обслуживания которой вошли Кабардинская, Северо-Осетинская, Дагестанская АССР и Грозненская область, а позже и территории Ставропольского края (в РГАЛИ хранится выписка из приказа и устав студии:Ф. 2456. Оп. 1. Ед. хр. 1132). Техническую базу новой студии составило оборудование Ростовской киностудии. Первыми режиссерами и операторами также стали сотрудники Ростовской студии и профессионалы, приглашенные из других регионов страны. К 1950-м годам на территории всех крупных административно-территориальных образований региона работали местные корреспондентские пункты, собиравшие материалы для киножурнала, ставшего еженедельным. К сожалению, деятельность студии в собраниях РГАЛИ представлена слабо, однако некоторое количество документов хранится в фонде Союза кинематографистов СССР (Ф. 2936); в основном это материалы Уполномоченного правления союза по Северо-Кавказской студии: годовые отчеты, штатное расписание, сметы и др.

Мощным импульсом для развития молодой северокавказской кинодокументалистики послужил опыт совместной работы с профессионалами центральных киностудий (ЦСДФ, Московская студия им. М. Горького, Ленфильм и др.), которые в начале-середине 1950-х годов при активном участии местных представителей подготовили ряд документальных фильмов, призванных на республиканском уровне осветить развитие хозяйства автономных республик, познакомить широкого зрителя с культурой и бытом региона. Так, в 1950 году режиссер Р.Г. Григорьев снял фильм «Советский Дагестан», сценарий для которого был подготовлен в соавторстве с Р.Г. Гамзатовым. В РГАЛИ в составе личного фонда режиссера (Ф. 2749) сохранилась переписка секретаря дагестанского обкома ВКП(б) Г.А. Аликберова с представителями министерств и других учреждений ДАССР об отборе объектов промышленности, культуры, здравоохранения и образования для съемок, а также другие документы: сценарный план, фотографии со съемок, рецензии на фильм. В этом же году документальный фильм о Северной Осетии снял И.П. Копалин; для работы над сценарием был привлечен известный осетинский писатель Д.Х. Мамсуров. Документы о создании фильма (сценарий, дикторский текст, фотографии со съемок и рецензии) также хранятся в личном фонде режиссера (Ф. 3081). В 1951 году Х.И. Теунов написал сценарии фильмов А.М. Граника «Советская Кабарда» (1951) и В.В. Катаняна «У нас в Кабарде» (1956). В 1951 г. вышел фильм В.П. Войтецкого и М.М. Сауц «Советская Черкессия».

Если в первые годы существования киностудии производство велось в основном за счет энтузиазма, то к концу 1950-х годов все острее ощущалась потребность в профессиональных кадрах. Молодежь устремились в ведущие центральные киноинституты страны: ВГИК, ЛГИТМиК, Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Госкино СССР. Среди выпускников стали известными режиссеры Б.Т. Дзбоев, Р.С. Гаспарянц, С.А. Мамилов, Р.П. Меркун и др.; операторы М.М. Темиряев, М.А. Немысский и др.; сценаристы И. Пристула, В.Д. Файнберг и др.

1960-е годы ознаменовались новым витком в развитии кинопроизводства Северного Кавказа, связанным в первую очередь с появлением в Орджоникидзе Северо-Осетинской студии телевидения, созданной на базе Государственного комитета по телевидению и радиовещанию Северо-Осетинской АССР, развившей уже сложившиеся традиции кинодокументалистики, а также создавшей условия для производства игрового кино. Студия телевидения была организована при активной поддержке А.Т. Агузарова, занимавшего должность председателя Комитета с 1963 по 1982 год. В 1970-х годах при его непосредственном участии в регионе началось возведение нового производственного кинокомплекса, позволившего расширить возможности телестудии и обеспечить благоприятные условия для съемок документальных и игровых фильмов на территории всех республик Северного Кавказа. Масштабное строительство закончилось к середине 1980-х годов, окончательно закрепив за столицей Северной Осетии статус кинопроизводственного центра региона.

Первым художественным фильмом Северо-Осетинской студии телефильмов стала «музыкальная поэма» «Возвращение Коста», снятая в 1968 г. к 110-летию со дня рождения основоположника осетинской литературы К.Л. Хетагурова. В основу фильма легла опера осетинского композитора Х.С. Плиева, режиссером выступил приглашенный из Москвы И.Г. Широев, основной же актерский состав был набран из местных театральных артистов – в фильме снялись М.С. Икаев, Е.С. Туменова, М.К. Цаликов и другие.

К 1971 году, за неполные шесть лет работы, студия в тесном сотрудничестве с телестудиями других республик Северного Кавказа сняла в общей сложности около 40 кинокартин. Значительную роль в становлении коллектива студии сыграл автор «Девчат» режиссер «Мосфильма» Ю.С. Чулюкин, снявший в Орджоникидзе несколько фильмов («Костры на башнях» (1968), «Новоселье в будний день» (1973), «Мужское самолюбие» (1982) и другие). Особое значение для студии имела его картина «Жизнь, ставшая легендой» (1969) о герое гражданской войны Хаджи-Мурате Дзарахохове, одну из ролей в которой исполнил А.А. Файт. В ноябре 1971 года фильм был показан в московском Центральном доме кино в рамках творческого вечера-отчета Северо-Осетинского Комитата по телевидению и радиовещанию. В ходе обсуждения вечера отмечалось, что участие народного артиста РСФСР оказало очень большое влияние на всю актерскую группу, состоящую в основном из молодежи – студентов ВГИКа, в том числе и иностранных, – в фильме, помимо Д.И. Омоева, М. Туриева, В.В. Тхапсаева, М.А. Эсамбаева, снялся чилиец Хуан Умберто Сото Мехиас (стенограмма сохранилась РГАЛИ: Ф. 2936. Оп. 4. Ед. хр. 1187).

Развитие северокавказского кинематографа с самого начало шло в рамках творческого взаимодействия представителей разных национальностей, среди которых были выходцы не только из русского и многочисленных северокавказских народов, но и коллективы Грузинской, Казахской, Таджикской киностудий. Особенно ярко эта тенденция проявилась в 1970-е – 1980-е годы, ставшие временем тесного сотрудничества центральных и союзных киностудий с Северо-Кавказским регионом. В это время вышли экранизации произведений А. Абу-Бакра («Адам и Хева», 1969; «Ожерелье для моей любимой», 1971; «Снежная свадьба», 1980; «Загадка кубачинского браслета», 1982 и др.); сняты фильмы «Чермен» (1970) по сценарию Г.Д. Плиева, «Горянка» (1975) и «Сказания о храбром Хочбаре» по одноименным поэмам Р.Г. Гамзатова; на экранах блистала Т.Х. Яндиева. Широкую известность за пределами Северо-Кавказского региона получили и другие замечательные актеры, многие из которых пришли в кино из театров: М.Х. Абаев, Б.З. Ватаев, А.А. Гайтукаев, А.Г. Дзиваев, М.А. Дудаев, И.У. Моргоева, Б.К. Мулаев, А.М. Тухужев, Р.Б. Фиров, Дз. Хамикоев, А.С. Шихалиев и другие. Фотоматериалы к некоторым из этих кинокартин хранятся в РГАЛИ в составе коллекции журнала «Советский фильм» (Ф. 2330. Оп. 4).

К.С. Куксова,
главный специалист РГАЛИ