«Я всегда думал, что каждый
гражданин в моих условиях обязан все
свое имущество отдавать своей Родине,
дабы возвысить образовательное дело
юношества».
А.П. Боголюбов
Неутомимая многолетняя деятельность на пользу русского искусства талантливого художника, общественного деятеля и просветителя Алексея Петровича Боголюбова ставит его имя в один ряд с выдающимися представителями XIX века.
Воспитанник «воробьевской школы» Академии художеств, он начал свое творчество ярким романтиком, но внес важную лепту в становление и расцвет русского реалистического пейзажа. Активно работая в жанре морской батальной картины, Алексей Петрович создал выдающиеся полотна о победах русского военного флота в XVIII–XIX веках, имеющие большое историко-художественное значение.
Общественная жизнь А.П. Боголюбова многообразна. Моряк, художник, профессор Академии − он имел обширные связи в различных и порой противостоящих кругах российского общества. Являясь патриотом и просветителем по натуре, эти связи с придворными кругами он настойчиво и умело использовал в интересах развития русского искусства.
Едва ли не решающую роль живописец сыграл в реорганизации Российской академии художеств на демократических принципах, а также деятельности Товарищества передвижных художественных выставок и Общества русских художников в Париже.
Но делом всей его жизни, безусловно, стало создание первого провинциального художественного музея и рисовальной школы в Саратове. Ценой немалых усилий он добился открытия Саратовского Радищевского музея, основой для экспозиций которого стала его личная коллекция.
Жизненный путь Алексея Петровича Боголюбова – это пример самоотверженного труда и преданности своему делу. Его культурная и общественная деятельность, поражающая своей многогранностью и масштабом, - это интересная и своеобразная страница в истории культуры второй половины XIX века.
* * *
Документы Алексея Петровича Боголюбова были переданы в ЦГЛА (ныне РГАЛИ) в сентябре 1941 года из Саратовского Музея имени А.Н. Радищева.
Фонд № 705 включает в себя 108 единиц хранения за 1841−1896 годы: письма и телеграммы Александра III, Великого князя Петра Николаевича, королевы Датской Луизы, принца Ольденбургского, герцога Лейхтенберского и других представителей королевских династий. Помимо этого сохранилась переписка А.П. Боголюбова с деятелями творческой интеллигенции − художником Иваном Николаевичем Крамским, историком и публицистом Михаилом Матвеевичем Стасюлевичем, писателем Иваном Сергеевичем Тургеневым, правоведом Константином Петровичем Победоносцевым и др.
РГАЛИ является счастливым обладателем рисунков художника, выполненных тушью и карандашом. Они хранятся в альбомах Великого князя Константина Николаевича и художника Юлия Юльевича Клевер (Ф. 1949. Коллекция альбомов деятелей искусств), а также писателя и журналиста Ивана Яковлевича Павловского (Ф. 2520), где отложились зарисовки А.П. Боголюбова к картинам «Русский флот в Тулоне. 1893», «По дороге в Ниццу. Роба Капер», «Этюд», с фоторепродукциями картин и рисунков, литографиями − в фондах коллекционера и литературоведа Ильи Самуиловича Зильбернштейна (Ф. 3290) и художника Михаила Яковлевича Виллие (Ф. 2300).
Н.Ю. Грянченко,
главный специалист РГАЛИ