Список фондов

Ежегодно 27 марта по всему миру отмечается День театра. В свой профессиональный праздник поздравления принимают деятели искусства и сотрудники театров. В этот день, как правило, организуются торжественные мероприятия, концерты, проводятся мастер-классы по актерскому мастерству, благотворительные спектакли, премьеры новых постановок, встречи с талантливыми артистами.

Нынешний год примечателен для культурного сообщества еще и юбилеем Малого театра, который является одним из столпов отечественной театральной школы.

Датой основания Малого театра принято считать 14 октября 1824 года, когда в нынешнем его здании, близ Петровской площади, начались спектакли драматической труппы так называемого Петровского театра. Этот театр с 1806 года входил в систему московских императорских театров. В 1838–1840 годах архитектор К.А. Тон построил здание Малого театра, существующее по сей день. Огромное участие в его деятельности в 1853–1886 годах принимал Александр Николаевич Островский (1823–1886), а в 1885–1886 годах он являлся и начальником репертуарной части. После смерти Островского, в 1887 году, должность управляющего Московскими императорскими театрами упразднена, и все руководство перешло к управляющему Конторой московских императорских театров.

До 1917 года Малый театр находились в ведении Московской конторы императорских театров. После Октябрьской революции, в 1918 году, был передан в ведение Наркомпроса РСФСР, а с 1936 года перешел в ведение Комитета по делам искусств при СНК СССР, в настоящее время – Министерства культуры, – сначала СССР, потом РФ.

В истории русской культуры московский Малый театр давно и по праву носит наименование «Дома Островского». С драматургическим наследием великого русского писателя неразрывно связана большая часть творческого пути Малого театра.

В своей автобиографии Островский так описал день первой своей встречи с Малым театром»: «В бенефис Л.П. Косицкой, 14 января 1853 года, я испытал первые авторские тревоги и первый успех. Шла моя комедия “Не в свои сани не садись”». Успех этой встречи и бенефиса был исключительный.

«Это представление мы не можем сравнить ни с каким другим, – писал «Москвитянин» (1853, № 7). – Оно было вовсе не похоже на обыкновенное представление: что-то, как будто в действительности происходящее, пронеслось перед нами, оставив нас в полном очаровании. Не думаем, чтоб мы преувеличивали что-либо, говоря это мнение весьма многих. Многократные и одушевленные вызовы автора очевидно подтверждают его. Артистов не вызывали порознь, но постоянно единодушно кричали: “всех, всех!..”».

Этот отзыв свидетельствует, что успех Островского был успехом глубокого и последовательного реалиста; он до того полонил зрителя, что в театре исчезла вся условность театра и зритель воспринял то, что происходило на сцене, как «в действительности происходящее».

Сохранилась записка Н.В. Гоголя, которую А.Н. Островский хранил всю жизнь. «Самое главное, что есть талант, а он всегда слышен». И.Ф. Горбунов, рассказав об этом случае на первом представлении спектакля «Не в свои сани не садись», добавляет: «Совершеннее играть было невозможно. Это была сама жизнь». Новая правда драматурга неразрывно сочеталась с новой правдой театра; это-то сочетание и произвело то потрясающее впечатление, о котором дошло до нас столько свидетельств.

Главную роль – Русакова – в комедии Островского исполнял Пров Садовский, актер могучей жизненности и великой простоты. В ролях Дуни и Бородкина, по выражению того же Горбунова, «проявились во всю меру таланты Л.П. Косицкой и С.В. Васильева». Но зрительный зал вызывал не этих превосходных художников, а вызывал «всех», поскольку зрители рукоплескали театру, нашедшему новую форму для воплощения произведения драматурга, открывавшего новую эпоху в истории русского театра. Успех Островского был успехом Малого театра, а успех Малого театра стал успехом Островского.

После премьеры «Саней» толпы несли Александра Николаевича к его дому. Прозвучали его слова: «Сожалею, что не могу пригласить и вместить в своем доме всех гостей». Но подлинным «Домом Островского», который смог вместить всех, отныне был театр.

Островский необыкновенно высоко ценил актерский состав Малого театра. Еще в ранней юности он, как вспоминает Ф.А. Бурдин, «любил театр, часто посещал его» и делился со сверстниками «мастерскими рассказами об игре Мочалова, Щепкина, Львовой-Синецкой и др.»

Труппу Малого театра 1850-х – 1860-х годов, которой выпало на долю дать жизнь первым сценическим произведениям Островского, он называет в «Записке о театральных школах» (1881) «труппой, редкой по способностям и по сценической подготовке, превосходно подобранной, а по полноте и по обилию талантов даже на вторые роли и аксессуары лучшей в Европе». С.Н. Дурылин впоследствии писал: «Островский с первых шагов почувствовал живое взаимодействие между своей драматургией и труппой Малого театра. На примере Прова Садовского он понял, что нашел в ней своих актеров, которые, в свой черед, нашли в нем своего драматурга. Великолепно зная меру художественных возможностей П. Садовского, Е. и С. Васильевых, Л. Никулиной-Косицкой, Шумского, Cамарина и др., Островский в своих пьесах предлагал им сценические задачи, в решении которых они впервые познали себя как художников нового склада, тона, общественного сочувствия и антипатии, социального устремления»1.

Островский знал твердо, что только актер дописывает созданный драматургом образ: как бы ни был богат автор красками, последние решающие краски на образ накладывает актер своим исполнением, и только после этого драматургический образ оказывается законченным, живым. Островский, отдавая свою пьесу в Малый театр, знал, что П. Садовский, Васильевы, Косицкая, Шумский, Самарин, позднее – Федотова, Никулина, Музиль, еще позднее – М.Н. Ермолова, М. и О. Садовские, Ленский, Рыбаков, Макшеев будут дописывать образы той же кистью реалиста, какою писал он сам, пользуясь теми же яркими и живыми, но вместе с тем мягкими и благородными красками, какие брал с палитры жизни он сам. «Ваша художественная душа всегда искала в роли правды и находила ее часто в одних только намеках; вы помогали автору; вы угадывали его намерения, иногда неясно и неполно выраженные; из нескольких черт, набросанных неопытной рукой, вы создавали оконченные типы, полные художественной правды». Эти слова, обращенные Островским к А.Е. Мартынову, он с таким же правом мог бы обратить к П. Садовскому и его сотоварищам по Малому театру.

Малый театр принято называть «театром актера». Это верно, но неполно. Малый театр всегда был театром «актера и автора», – театром, где актер не противопоставлял свое творчество творчеству автора, а, наоборот, в единении с автором находил мощный источник энергии для своего творчества. Малый театр создавал авторскую редакцию исполнения пьес Островского. В предреволюционные годы, когда приговором буржуазной критики Островский из величайших знатоков человеческой души зачисляется в «этнографы», в ряды писателей «устаревших», полноценное раскрытие его произведений на сцене значительно ограничилось, несмотря на большие творческие достижения отдельных актеров.

В 1863 году Александр Николаевич Островский написал пьесу «Тяжелые дни» («День на день не приходится»), наполнив ее речью своей бабушки-просвирни, выражениями жителей Замоскворечья и пословицами. Еще Александр Сергеевич Пушкин говорил, что учиться речи надо у московской просвирни.

Действие разворачивается в течение одного дня – понедельника, о котором хорошо было сказано в «Путеводителе по Островскому»: «Самый распространенный предрассудок, связанный с понедельником, – это то, что это тяжелый день. И ведь сработала примета!» Именно в понедельник купец-самодур Тит Титыч Брусков, выпив лишнего, побил в трактире незнакомого барина, господина Перцова, которого, считал Тит Титыч, хорошо бы отправить «в тундры Севера», так как «человек ничего ровно не делает, живет барином на чужой счет, буйством приводит в ужас всю окрестность и пьет, как сорок тысяч братьев не могут пить». А господин Перцов потребовал от него 300 тысяч рублей в качестве компенсации. И только мелкий чиновник Досужев, как он представился Титу Титычу, – «губернский регистратор … пятнадцатого класса» – смог уладить это дело, заодно сосватав Андрея Титыча Брускова, своего друга, за купеческую дочку Сашеньку Круглову. Надо отметить, что в «Табели о рангах» было только четырнадцать классов, и здесь Досужев смеется над Брусковым, сочиняя себе несуществующий чин.

Первый показ в Малом театре состоялся 2 октября 1863 года – в бенефис Александра Рассказова. В Малом пьеса шла четыре раза, причем в 1934 году была показана только одна сцена – актер и режиссер Михаил Нароков включил ее в свою композицию под названием «В чужом пиру похмелье». В спектакле были заняты Николай Яковлев (Тит Титыч), Варвара Рыжова (Настасья Панкратьевна), Николай Аненков (Андрей Титыч) и др.

Огромную роль в передаче опыта дореволюционного Малого театра – советскому периоду сыграл являвшийся с 1909 года по 1927 год директором Малого театра А.И. Южин (Сумбатов), чей фонд хранится в РГАЛИ.

Не случайно, поэтесса Серебряного века Мария Петровых уже в советские годы говорила: «Смолоду знаю свой секрет хорошего настроения – прочесть самой себе хотя бы один акт его комедии, наслаждаясь его юмором и речью». Традиции крупнейших мастеров Малого театра в деле сценического истолкования Островского живут в театре и по сей день, бережно сохраняются старейшими представителями коллектива театра, передаются молодому поколению. Все 728 персонажей пьес Островского говорят сочно и красочно, звучат песни, вполне понятные для жителей Москвы XIX века, для названия многих пьес взяты пословицы.

* * *

История Малого театра в значительной степени сохраняется в архивных документах, сосредоточенных в фонде театра, находящемся в РГАЛИ. Фонд № 649 формировался постепенно, начиная с 1943–1944 годов, когда в ЦГЛА (РГАЛИ) стали передаваться из архива Малого театра первые комплексы документов. Ныне в фонде Малого театра в РГАЛИ находится 1500 единиц хранения за 1880–1957 годы; личные дела и материалы музея с 1880 года.

В фонде представлены как документы официального происхождения – положения и проекты положений о Малом театре (1918–1924); постановления СНК СССР, Наркомпроса и др. советских правительственных органов о реорганизации и о деятельности Малого театра (1918 – 1933), уставы. Не могут не вызывать интереса и протоколы общих собраний артистов театра (с выступлениями М.Н. Ермоловой, О.А. Правдина, А.И. Южина, А.А. Яблочкиной и др. за 1917–1928 годы); заседаний комиссии по созданию музея им. А.Н. Островского в усадьбе Щелыково в Костромской области за 1930 год.

В богатом фонде театра находятся материалы о формировании репертуара за 1927–1934 годы, о художественном обслуживании бригадами Малого театра частей Красной Армии (1931–1935); переписка и договоры дирекции с драматургами, художниками, режиссерами и композиторами: А.М. Горьким, К.А. Марджановым, А.И. Южиным и др.

Большой интерес представляют дела о «монтировке пьес»: «Любовь Яровая», «Свои люди сочтемся», «Бархат и лохмотья», «Огненный мост», «Семнадцатый год», «Сигнал», «Жена», «Вьюга» и др., описи эскизов декораций, рисунков и костюмов к постановкам Малого театра.

В РГАЛИ находятся и личные дела многих видных актеров театра: В.Н. Давыдова, М.Н. Ермоловой, Ф.Н. Каверина, С.Л. Кузнецова, А.П. Ленского Е.К. Лешковского, В.П. Марецкой, Н.И. Музиля, Н.А. Никулиной, И.С. Платона, К.М. Половиковой, Н.А. Попова, О.А. Правдина, Н.А. Розенель, Е.М. Садовской, О.О. Садовской, М.М. Садовского, А.А. Санина, Н.А. Смирновой, Е.Д. Турчаниновой, Г.Н. Федотовой, А.И. Южина, Ю.М. Юрьева и многих других.

Здесь же хранятся и учредительные документы, материалы о работе «театрального техникума» им. М.С. Щепкина за 1920–1930-е годы: приказы, учебные планы и программы, протоколы заседаний стипендиальной комиссии.

К.С. Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве» посвятил восторженные строки ансамблю Малого театра. В «Доме Островского» не было руководящего режиссера в нашем, современном смысле слова, но его «обязанности» нес «весь коллектив мастеров. Когда в Малом театре не было выдающегося художественного руководителя, его заменяли мастера: Щепкин, Шумский, Самарин, Медведева, Федотова и пр. Они были не только великими артистами, но и хорошими руководителями. Они умели работать коллективно. Актеры, которые интересуются всем, что касается их искусства, становятся такими всесторонними мастерами. <…> Образы они создавали сами, а гармонический ансамбль спектакля вырабатывался общими усилиями».

Всех, кто хочет услышать голос таланта, голос Островского, ждут в театре. Любимый актерами художественный руководитель Малого театра с 1988 по 2023 годы народный артист СССР Юрий Мефодьевич Соломин (18 июня 1935 – 11 января 2024) поддерживал традицию старых мастеров театра. Сейчас театр как живой организм продолжает удивлять, он говорит голосами героев Александра Николаевича Островского, и зрители, приходя на его спектакли, слышат его голос…

Симбирева Н.И.,
главный специалист РГАЛИ


1Дурылин С.Н. Островский на сцене Московского Малого театра. – М.: ВТО, 1938.