Список фондов

Тамара Фридриховна Адельгейм, актриса театра и кино, родилась в семье адвоката. Со стороны отца она была внучатой племянницей знаменитых дореволюционных актеров Роберта и Рафаила Адельгеймов, с которыми ей впоследствии посчастливилось вместе играть на сцене. Из Киева семья перебралась в Одессу, где Тамара в 1922‒1923 годах училась в Одесской музыкальной академии Общества музыкальных деятелей. В 1923 году она переехала в Москву и продолжила свое образование в киностудии «Новь», а затем в Первой Московской коллективной киностудии под руководством режиссера А.М. Роома. В 1924 году Тамаре удалось поучаствовать в эпизодических ролях в немом художественном фильме Я.А. Протазанова «Аэлита», вольной экранизации одноименного фантастического романа А.Н. Толстого, и в фильме своего учителя А.М. Роома «Что говорит “Мос”? – сей отгадайте вопрос».

С 1925 по 1939 год она снялась в 15 фильмах у признанных мастеров немого кино: А.М. Грановского, Г.З. Гричера-Чериковера, Г.Л. Рошаля, Н.П. Охлопкова, Э.Ю. Иогансона, К.А. Гертеля. Среди известных ее ролей: Бейла («Еврейском счастье»), Софочка («Митя»), Ривеле («Его превосходительство»), Мариам («Гафир и Мариам»), Мирра («Пять невест»), Илька («Хромоножка»), Таня («Хочу летать»), Мальвина («Золотой ключик»). В архиве актрисы, который она сама передала в Российский государственный архив литературы и искусства в 1970-х годах (Ф. 2769, 349 ед. хр.), хранится немало фотографий, запечатлевших ее в кинематографических ролях.

В начале 1930-х годов Адельгейм пробовала себя и на театральной сцене – в Московском театре юного зрителя (Генрих в спектакле «За океаном» по пьесе Я.М. Гордина, Эмма в «Семье преступников» П. Джакометти, Мимиш в «Трильби» Г. Ге; Дези в «Старой Англии»), выступала вместе со своими знаменитыми родственниками – братьями Адельгейм в гастрольных постановках. В 1939 году была избрана председателем бюро актерской секции Дома кино.

В 1941 году актриса с киностудией «Мосфильм» уехала в эвакуацию в Алма-Ату, давала театральные представления в госпиталях, в том числе со специально написанным для нее Р.И. Фраерманом скетчем «Маленький разведчик». В 1943 году она вернулась в Москву и перешла работать на эстраду, где выступала в ролях травести, а позднее как мастер художественного слова. В историю советской эстрады второй половины 1940-х годов вошли ее скетчи «Чужая старушка» (реж. В.Л. Зускин), «Достоверный источник» (автор М.А. Светлов, реж. М.И. Померанцев, музыка Н.Я. Иллютович), конферанс «Таня и Ваня» (автор И. Кончаловская), обозрение «Глазами детей» (реж. М.И. Померанцев).

В РГАЛИ сохранились отзывы об игре Адельгейм и профессионалов сцены, и зрителей:

«С актрисой Тамарой Адельгейм я работал в Московской государственной эстраде, где она играла в эстрадном обозрении “Глазами детей” и в скетче-памфлете “Достоверный источник”. В этих произведениях Т.Ф. Адельгейм проявила следующие профессиональные сценические качества: 1. Большое сценическое обаяние. 2. Чувство ритма. 3. Несомненный сценический темперамент. 4. Отчетливая дикция и безукоризненная орфоэпия. 5. Жест выразительный и мягкий. В работе над образами девочки в «Глазами детей» и мисс Пегги в «Достоверном источнике» тов. Адельгейм проявила глубокое понимание материала, стремление к оригинальной, всегда острой и своеобразной трактовке ролей. Несмотря на резкое различие образов (девочка, ребенок в “Глазами детей” и авантюристка в “Достоверном источнике”) тов. Т.Ф. Адельгейм сумела создать интересные и впечатляющие роли, что убеждает меня в большом творческом диапазоне актрисы». Реж[иссер] М.И. Померанцев, Москва 14. IV. 1948 г.»(РГАЛИ. Ф. 2769. Оп. 1. Ед. хр. 66).

Еще один отзыв – писателя С.В. Михалкова:

«Выступая на детских утренниках и концертах, мне неоднократно приходилось встречаться с актрисой Тамарой Адельгейм, и всегда с большим удовольствием слушал ее выступления как актрисы искренней, талантливой и хорошо знавшей свою аудиторию. Среди актеров этого трудного и такого нужного жанра, по моему мнению, Тамара Адельгейм занимает выдающееся место. 14 апреля 1948 г.» (РГАЛИ. Ф. 2769. Оп. 1. Ед. хр. 66).

В 1950-е годы Адельгейм поставила собственную программу-киноочерк «Дорога мира», с которой гастролировала по всему Советскому Союзу.

* * *

Документы личного фонда Т.Ф. Адельгейм в РГАЛИ дают яркое представление о ее творческой деятельности. Среди них – фотографии в ролях, тексты скетчей и обозрений, режиссерский сценарий фильма «Пять невест», документы об участии актрисы в съемках фильмов, спектаклях и концертах. Среди адресатов и корреспондентов Адельгейм – известные режиссеры и актеры Б.В. Барнет, С.А. Герасимов, С.С. Гинзбург, М.К. Калатозов, В.В. Корш-Саблин, И.А. Пырьев, Ю.И. Солнцева, И.В. Штраух и др. Особый интерес представляют письма А.А. Фадеева за 1932‒1950 годы, которые носят глубоко личный характер. Среди собранных Адельгейм материалов несомненную ценность представляют автобиографии и биографии деятелей советского кино: Н.И. Акимова, В.Р. Гардина, С.А. Герасимова, О.А. Жизневой, А.П. Кторова, А.С. Хохловой, И.М. Штрауха и др.

Т.Л. Латыпова,
главный специалист РГАЛИ